Неточные совпадения
Она была так толста и мягка, что правая ягодица ее свешивалась со стула, точно пузырь, такими же пузырями вздувались бюст и живот. А когда она встала — пузыри исчезли, потому что слились в один большой, почти не нарушая совершенства его
формы. На верху его вырос красненький нарывчик с трещиной, из которой текли слова. Но за
внешней ее неприглядностью Самгин открыл нечто значительное и, когда она выкатилась из комнаты, подумал...
Не только от мира
внешнего, от
формы, он настоятельно требовал красоты, но и на мир нравственный смотрел он не как он есть, в его наружно-дикой, суровой разладице, не как на початую от рождения мира и неконченую работу, а как на гармоническое целое, как на готовый уже парадный строй созданных им самим идеалов, с доконченными в его уме чувствами и стремлениями, огнем, жизнью и красками.
Мое дело —
формы,
внешняя, ударяющая на нервы красота!
Стройность одинаковости, отсутствие разнообразия, личного, капризного, своеобычного, обязательная
форма,
внешний порядок — все это в высшей степени развито в самом нечеловеческом состоянии людей — в казармах.
Во всем современно европейском глубоко лежат две черты, явно идущие из-за прилавка: с одной стороны, лицемерие и скрытность, с другой — выставка и étalage. [хвастовство (фр.).] Продать товар лицом, купить за полцены, выдать дрянь за дело,
форму за сущность, умолчать какое-нибудь условие, воспользоваться буквальным смыслом, казаться, вместо того чтоб быть, вести себя прилично, вместо того чтоб вести себя хорошо, хранить
внешний Respectabilität [благопристойность (нем.).] вместо внутреннего достоинства.
Материализм есть крайняя
форма детерминизма, определяемости человеческой личности
внешней средой, он не видит внутри человеческой личности никакого начала, которое она могла бы противопоставить действию окружающей среды извне.
Внешние и грубые
формы зла постепенно отмирают в истории, и прогрессисты справедливо провидят в будущем уничтожение этого первобытного зла.
Социализм и анархизм — предельные этапы новой истории, последние соблазны человечества, и страшны они своим
внешним сходством с
формами новой теократии, призванной окончательно разрешить проблемы хлеба и власти, всех насытить и освободить.
Таким образом, звуки были для него главным непосредственным выражением
внешнего мира; остальные впечатления служили только дополнением к впечатлениям слуха, в которые отливались его представления, как в
формы.
Тогда вдруг
внешние звуки достигли его слуха в своей обычной
форме. Он будто проснулся, но все еще стоял, озаренный и радостный, сжимая руки матери и Максима.
В какой
форме, — он не знал и сам, но упорно стремился расширить для Петра круг живых
внешних впечатлений, доступных слепому, рискуя даже потрясениями и душевными переворотами.
Влиятельное лицо всегда не прочь полиберальничать, — к счастию, это вошло уже в привычку, — лишь бы либеральная мысль являлась не в чересчур резкой
форме и смягчалась
внешними признаками уступок и соглашений.
А потом и еще:
формы правления,
внешняя и внутренняя политики, начальство, военные и морские силы, религия, бог — с кем обо всем этом по душе поговорить?
Но между положением людей в то время и в наше время та же разница, какая бывает для растений между последними днями осени и первыми днями весны. Там, в осенней природе,
внешняя безжизненность соответствует внутреннему состоянию замирания; здесь же, весною,
внешняя безжизненность находится в самом резком противоречии с состоянием внутреннего оживления и перехода к новой
форме жизни.
Первая
форма его та, когда субъект является не фактически, а только в возможности виновным и когда поэтому сила, его губящая, является слепою силою природы, которая на отдельном субъекте, более отличающемся
внешним блеском богатства и т. п., нежели внутренними достоинствами, показывает пример, что индивидуальное должно погибнуть потому, что оно индивидуальное.
Митрофан с особенным удовольствием останавливается на политических и общественных
формах, потому что видит их
внешнюю изменчивость и от этого признака приходит к заключению о негодности самого процесса создания этих
форм.
Древний мир поставил
внешнее на одну доску с внутренним — так оно и есть в природе, но не так в истине — дух господствует над
формой.
Внутреннее без
внешнего — какая-то дурная возможность, потому что нет ему проявления;
внешнее без внутреннего — бессмысленная
форма, не имеющая содержания.
Грек, одаренный высоким эстетическим чувством, прекрасно постигнул выразительность
внешнего, тайну
формы; божественное для него существовало облеченным в человеческую красоту; в ней обоготворялась ему природа, и далее этой красоты он не шел.
Это была настоящая американская выездка, в которой все сводится к тому, чтобы облегчить лошади дыхание и уменьшить сопротивление воздуха до последней степени, где устранены все ненужные для бега движения, непроизводительно расходующие силу, и где
внешняя красота
форм приносится в жертву легкости, сухости, долгому дыханию и энергии бега, превращая лошадь в живую безукоризненную машину.
В самой же службе, именно в следствиях, Иван Ильич очень быстро усвоил прием отстранения от себя всех обстоятельств, не касающихся службы, и облечения всякого самого сложного дела в такую
форму, при которой бы дело только
внешним образом отражалось на бумаге и при котором исключалось совершенно его личное воззрение и, главное, соблюдалась бы вся требуемая формальность.
Когда человечество, еще не сознавая своих внутренних сил, находилось совершенно под влиянием
внешнего мира и, под влиянием неопытного воображения, во всем видело какие-то таинственные силы, добрые и злые, и олицетворяло их в чудовищных размерах, тогда и в поэзии являлись те же чудовищные
формы и та же подавленность человека страшными силами природы.
Ведь в природе кедр и иссоп питаются и цветут, слон и мышь движутся и едят, радуются и сердятся по одним и тем же законам; под
внешним различием
форм лежит внутреннее тождество организма обезьяны и кита, орла и курицы; стоит только вникнуть в дело еще внимательнее, и увидим, что не только различные существа одного класса, но и различные классы существ устроены и живут по одним и тем же началам, что организмы млекопитающего, птицы и рыбы одинаковы, что и червяк дышит подобно млекопитающему, хотя нет у него ни ноздрей, ни дыхательного горла, ни легких.
Противоречие только тогда, когда мы так ухватились за эту
внешнюю отжившую
форму жизни, что не хотим расстаться с нею, вроде того, как если бы оболочка зерна после того, как зерно разбило ее, хотела бы все-таки утверждать свою жизнь.
Торжеством научно-критического метода в применении к священной письменности, в частности к Ветхому и Новому Завету, явилось их филологически-литературное изучение, при котором подвергаются всестороннему анализу тексты,
формы, вообще вся
внешняя, исторически обусловленная, конкретная их оболочка (не говоря уже о такой работе, как критическое установление самого текста).
Формы бытия тогда имеют характер не
внешней принудительности пространства, но лишь внутренне присущей им качественности.
Три ипостаси, по Савеллию, — это три различные
формы внешнего проявления в мире единого Божества.], необходимо признать, что этим учением он вносит процесс в само Божество и тем самым впадает в противоречие с «собственным утверждением трансцендентности, а потому и абсолютности Бога.
Разрыв мужского и женского начала, отличающий природу власти и проявляющийся в ее жестком и насильническом характере, коренится в изначальном нарушении полового равновесия в человечестве, а вовсе не связан с той или иной частной
формой государственности, которая и вся-то вообще есть
внешняя реакция на внутреннее зло в человеке.
Внутренний экзистенциальный универсализм личности нужно противополагать
внешнему объективированному универсализму, создававшему все новые и новые
формы рабства.
Конечно, и
внешняя трагедия, определяющаяся социальными
формами и отношениями, связана с внутренним трагизмом жизни, ибо человек есть существо социальное и принужденное жить в обществе.
Не отвечаю за всех моих товарищей, но в мою пятилетнюю дерптскую жизнь этот элемент не входил ни в какой
форме. И такая строгость вовсе не исходила от одного
внешнего гнета. Она была скорее в воздухе и отвечала тому настроению, какое владело мною, особенно в первые четыре семестра, когда я предавался культу чистой науки и еще мечтал сделать из себя ученого.
Но его увлекало всегда поклонение
форме, искренность и оригинальность настроения. Поэзию он действительно любил, хотя как критик ценил гораздо больше
внешнюю отделку, чем глубину мысли.
Потом, когда с XIII, XIV веков центр тяжести христианского учения стал все более и более переноситься из поклонения Христу, как богу, в уяснение его учения и следование ему,
формы мистерий, изображавших
внешние христианские явления, стали недостаточны, и потребовались новые
формы.
Не есть ли то, чего вы требуете для драмы, религиозное поучение, дидактизм, то, что называется тенденциозностью и что несовместимо с истинным искусством?» Под религиозным содержанием искусства, отвечу я, я разумею не
внешнее поучение в художественной
форме каким-либо религиозным истинам и не аллегорическое изображение этих истин, а определенное, соответствующее высшему в данное время религиозному пониманию мировоззрение, которое, служа побудительной причиной сочинения драмы, бессознательно для автора проникает все его произведение.
Дух и духовность совсем не есть подчинение в этом мире объективированному порядку природы и общества и сакрализация установившихся в этом мире
форм (
внешней церковности, государства, собственности, национального быта, родовой семьи и пр.).
Но если бы дух целиком зависел от материальных условий, положительных или отрицательных, от
внешних исторических
форм, от органического, то это означало бы страшное умаление реальности духа.
Не понимают тайны свободы и те, которые видят в ней лишь особую
форму духовной детерминированности, детерминированности не
внешней, а внутренней, т. е. считают свободным все, что порождается причинами, лежащими внутри человеческого духа.
Дальновидный и проницательный, он хорошо понимал, что при настоящем положении правительства, как и в предшествующее царствование, на внутренние неурядицы в государстве, проявлявшиеся даже в
форме диких зверств сумасшедшей помещицы, администрация могла безнаказанно смотреть сквозь пальцы, так как внимание правительства было отвлечено
внешними делами.
Старинная, почти пятисотлетняя
форма воззрений русских людей на всякого рода мистические и отвергающие
внешние обряды согласия!
Правдиво и в соответствии с реальной действительностью эту партию можно было бы обвинять в некотором академизме, в переоценке
внешних конституционных
форм, в неумении привлечь к себе более широкие массы, затронув в них страстные струны, в недостатке силы и воли.
Но горе было в том, что к тому времени, когда христианское учение в его истинном значении стало выясняться людям, большая часть христианского мира уже привыкла считать истиной те
внешние религиозные
формы, которые не только скрывают от людей истинный смысл христианского учения, но и утверждают прямо противоположные христианскому учению государственные установления.
Людям кажется, что если изменение сознания влияет на изменение
форм жизни, то должно быть и обратное, и, так как направлять деятельность на
внешние изменения и приятнее (последствия деятельности виднее) и легче, то они всегда предпочитают направлять свои силы не на изменение сознания, а на изменение
форм, и потому большей частью заняты не сущностью дела, а только подобием его.
Все
внешние изменения
форм жизни, не имеющие в основе своей изменения сознания, не только не улучшают сознания людей, но большей частью ухудшают его.